Статистика ДТП за 2013 г.: грустные результаты безграмотной политики
В 2013 г. Государственной Думе и ГИБДД все-таки удалось переломить тенденцию на улучшение состояние на российских дорогах. После введения поправок в КОАП от 1 сентября 2013 г. число ДТП и погибших в них заметно выросло: данные статистики.
Немного о качестве статистики ГИБДД
Прежде чем мы приступим к анализу статистики ДТП, скажем несколько недобрых слов о людях, которые эти данные нам любезно предоставляют. Известно, что статистика ДТП служит основанием для принятия законодательных и иных решений, касающихся регулирования дорожного движения, и напрасно. Качество данных, предоставляемых сотрудниками территориальных подразделений ГИБДД, оставляет желать много лучшего. Совершенно очевидно, что многим из них совершенно безразлично, что они рассчитывают и кому они это затем предоставляют. В противном случае они удосужились бы оформлять данные качественно, в стандартном, пригодном для использования вида и без ошибок.
Из-за халатности сотрудников ГИБДД анализ предоставленной ими статистики представляет собой большую проблему. Не будем голословными. Возьмем, например, данные размещенные на сайте ГИБДД Приморского края. В файле, в котором приводятся данные за 7 месяцев 2013 г. указано число зафиксированных ДТП 2129, а в следующем файле, суммирующем результаты восьми месяцев, указано число 415. Понятно, что построить временной ряд по данным такого качество невозможно. ГИБДД по Хабаровскому краю предоставляет данные в таком виде, что непонятно, к каким районам они относятся, и как узнать суммарную величину. Это лишь отдельные примеры халатного отношения ГИБДД к сбору статистики по ДТП. По другим регионам тоже встречаются подобные ошибки. Когда головной офис ГИБДД суммирует такие данные, то получаются величины, мало относящиеся к реальности. Простой пример: мы сложили по отобранным пяти регионам данные из таблиц по месяцам и сравнили со сводными данными за 2013 г. К большому удивлению результаты совпали только в одном случае. Из этого делаем вывод, что статистика ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям является недостоверной.
О причинах ДТП вообще
В каждом конкретном случае дорожно-транспортное происшествие случается по особым обстоятельством: неисправный автомобиль, неровная дорога, пьяный или невыспавшийся водитель, вмешательство нечистой силы и т.д. Однако при всем при этом у частоты ДТП есть статистические закономерности, обусловленные факторами массового влияния. Например, в зимний период состояние дорог может ухудшаться из-за гололедицы, а дорожная разметка в этот сезон часто не видна. Хотя, с другой стороны, если водитель знает об опасности, он ведет себя более осторожно. В целом число происшествий на дороге возрастает вместе с увеличением числа автомобилей. Об этом можно рассуждать и дальше, но лучше всего обратиться к реальным данным (хотя из-за халатности сотрудников ГИБДД эта статистика является в некотором роде мнимой).
Динамика числа дорожно-транспортных происшествий в 2013 г.
Хорошей иллюстрацией динамики ДТП может служить диаграмма, в которой приведена численность ДТП по месяцам в приведении к годовой сумме. Таким образом, мы можем видеть долю дорожно-транспортных происшествий, приходящуюся на конкретный месяц, а кривые по разным регионам подлежат сравнению. Мы выбрали для примера несколько характерных субъектов Федерации: г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Амурскую область, Пермский и Краснодарский края.
Как видно из полученной диаграммы, частота ДТП в течение года не зависит от применения каких-либо законов, а от существенных факторов. В первую очередь бросается в глаза большая годовая вариация числа ДТП по месяцам. Однако вся эта динамика выражается большим летним максимумом и большим зимним минимумом. При этом по некоторым регионам число ДТП между февралем и июлем различается более чем в 2 раза.
Факторы динамики числа ДТП в течение года
Число дорожно-транспортных происшествий зависит, главным образом, от числа автомобилей на дорогах и активности автомобилистов. В летний период многие автолюбители-«подснежники» вообще не пользуются автомобилями. Другие отказываются от них в дни особенно сильных морозов, чтобы не тратить время на мучительный разогрев двигателя. Зимой водители более осторожны на дороге. Летом «подснежники» вылезают из своих гаражей и начинают вспоминать правила дорожного движения. В теплый период года активизируются поездки дачников, а также желающих провести отпуск в поездке. Поскольку повышается мобильность людей, пропорционально увеличивается и число ДТП.
Особенности динамики числа ДТП по регионам
Если взглянуть на нашу диаграмму, мы увидим, что из общей динамики сильно выбивается только один субъект Федерации – г. Санкт-Петербург. Особенность дорожно-транспортной статистики по нему – менее выраженное различие зима-лето. Вероятно, что в сверхкрупных городах категория водителей-«подснежников» – более узкая, чем в – регионах. Кроме того, жители столиц предпочитают заграничный отдых работе на даче. Очевидно, что фактор 1 сентября не сыграл серьезной роли в годовой динамике ДТП. Насколько можно видеть из графика, снижение в осенне-зимнем периоде обусловлено не связанными с законодательством причинами.
Итоги 2013 г. в статистике ДТП по регионам России
Если верить статистическим итогам ГИБДД за 2013 г. (а им не поверит даже малое дитя), за год число ДТП увеличилось всего на 0,2%. Учитывая ежегодное увеличение числа автомобилей на дорогах, можно сказать, что это – неплохой результат. Рассмотрим, как выглядит ситуация в разрезе регионов.
На представленной диаграмме видно, что снижение в пределах -10-0% отмечается в большинстве субъектов Федерации. Однако это снижение уравновешивается более выразительным ростом числа ДТП в другой группе регионов, среди которых особенно выделяются Пермский и Забайкальский края, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Чеченская республика (+20-35%). В целом из 83 субъектов Федерации только в 35 отмечен рост числа ДТП, однако, он перевесил снижение в остальных 48.
Влияние принятия новых ужесточающих законов с 1 сентября 2013 г. на безопасность дорожного движения
Не вдаваясь в подробности, мы решили в самом общем виде узнать, повлияло ужесточение законодательства против водителей с 1 сентября 2013 г. Статистика дает отрицательный ответ. Т.е., если смотреть на данные за январь-август 2013 г., то отмечается снижение числа ДТП по России на 1,9%. А итог года – прирост ДТП на 0,2%. Это значит, что за четыре последних месяца, когда уже действовали новые законы, число ДТП увеличилось настолько, что это увеличение с лихвой компенсировало снижение предыдущих восьми месяцев. А в январе 2014 г. мы опять увидели рост числа ДТП на 2,1%. Если не принимать во внимание никаких прочих условий, то можно заключить, что принятие поправок в КОАП только увеличило число дорожно-транспортных происшествий. Наши поздравления ГИБДД и депутатам Государственной Думы! Их труд не прошел зря, а особенно за последние месяцы увеличилось число погибших в ДТП (хотя до сентября показатель снижался). От введения новых законов выиграли, в первую очередь, морги, которым заметно прибавилось работы.
Автор: Кирилл Корякин,
Дата публикации: 17.02.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена.
- Как оформляется и расследуется ДТП
- Расторжение договора ОСАГО
- Страхование тюнинга и аэрографии
- Как получить законные выплаты - интервью с экспертом
- Административное дело по ДТП
- Полис ОСАГО 2013 и 2014 года
- Аварийный комиссар
- КАСКО для кредитного авто
- Нужна ли франшиза в страховании автомобиля
- Новое: оформление ДТП без ГИБДД
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.