Как оформляется и расследуется ДТП
Обратите внимание на следующие материалы:
Вы попали в ДТП | Административное дело по ДТП | Оформление ДТП по европротоколу
Дорожно-транспортные происшествия бывают двух видов (по правилам учета ДТП): происшествия с погибшими или ранеными и аварии без пострадавших. Если в результате происшествия погибли или пострадали люди, данное ДТП считается «отчетным», то есть сведения о нем попадет в государственную статистику, а затем и в ежеквартальные и годовые сводки автоинспекции. ДТП без пострадавших, даже если материальный ущерб значителен, считается «неотчетным», оно в государственной статистике не учитывается.
От этого типа и зависит оформление ДТП. То есть, если произошло так называемое отчетное ДТП, на место происшествия всегда выезжает оперативная группа. В нее входят сотрудники ГИБДД, следователь УВД, эксперты-криминалисты, а в случае оставления водителем места происшествия в группу включается и сотрудник уголовного розыска. После того как опергруппа осмотрит место происшествия, в обязательном порядке оформляются документы:
- - протокол осмотра;
- - схема ДТП;
- - справка по ДТП;
- - протокол проверки технического состояния всех транспортных средств, участвовавших в ДТП;
- - объяснения участников происшествия и свидетельские показания;
- - акт медицинского освидетельствования водителей на наличие алкоголя в крови.
Если же произошло неотчетное происшествие, будет вызван только инспектор дорожно-патрульной службы. Он так же составит схему ДТП, запишет объяснения всех участников происшествия и свидетелей, оформит протокол об административном правонарушении, внесет в него перечень повреждений транспортных средствах, участвовавших в ДТП. Кроме всего прочего, к материалам дела приобщаются любые вещественные доказательства. Не является обязательным освидетельствование водителей-участников ДТП на состояние опьянения. Однако оно может быть проведено, если у автоинспектора или любого из участников ДТП появились обоснованные подозрения на этот счет.
Главная задача сотрудника ДПС - собрать и зафиксировать без искажений все положенные сведения. Пострадавшие и участники ДТП должны предоставлять объективную и правдивую информацию, внимательно контролировать любые действия автоинспектора, требовать исправления ошибок или неточностей, всеми способами способствовать ведению дела.
Оформление неотчетного происшествия всегда начинается с оформления схемы ДТП. Все участники ДТП имеют право вносить коррективы и дополнения, следить за правильностью замеров (которые осуществляются исключительно рулеткой или другими точными измерительными приспособлениями). После составления схемы автоинспектор отдает ее участникам происшествия для ознакомления, проверки и подтверждения правильности подписью. Не подписывайте схему до тех пор, пока все противоречия и недочеты не будут устранены. В случае, когда сотрудник ГИБДД не собирается вносить обоснованные исправления, эти действия можно обжаловать в суде. При подписании такой «неправильной» схемы перед автографом поставьте надпись: «С описанием ДТП не согласен».
Итак, схема подписана всеми участниками ДТП и обязательно двумя понятыми, теперь по разрешению автоинспектора вы можете освободить проезжую часть.
Следующим этапом пишется объяснение, текст которого вы должны продумать очень тщательно. Вы должны внятно и четко изложить на бумаге все, что с вами произошло, какие правила были нарушены или не нарушено, что привело к ДТП. У автоинспектора не должно остаться вопросов о степени вашей вины и первопричине происшествия.
В то время как водители и очевидцы ставят подписи на протоколе и пишут собственные объяснения, инспектор ДПС дожжен приступить к оформлению справок о повреждениях на транспортных средствах в результате ДТП. Перечитайте справку внимательно. Вы должны быть уверены, что автоинспектор зафиксировал все, даже минимальные повреждения и самое главное - скрытые дефекты. Если он что-то упустит, в дальнейшем могут возникнуть проблемы со страховой компанией при подсчете ущерба и его возмещении.
После всего оформления неотчетного ДТП инспектор должен составить протокол об административном нарушении. Он выявляет виновного и потерпевшего в происшествии. Бывают ситуации, когда оба водителя признаются виновными, это ДТП в народе получило название «обоюдка». Однако двух потерпевших и ни одного виновного быть не может. Все решения принимаются на основании ПДД и с ориентиром на КоАП РФ, инспектор должен вникнуть и во все обстоятельства происшествия.
Протокол будет оформлен на того, кто, по мнению автоинспектора, является виновным, то есть совершил правонарушение. В протоколе указывается пункт Правил дорожного движения, который был нарушен. Документ составляется в нескольких экземплярах. Первый - для ГИБДД, копии - для виновника ДТП под расписку. Каждый потерпевший имеет право на получение копии протокола. Таким образом, если в полученном на руки протоколе написана чужая фамилия - в данном ДТП вас признали потерпевшим. А потерпевший может претендовать на возмещение ущерба со страховой компании.
После процедуры оформления протокола автоинспектор переходит к постановлению по делу об административном правонарушении. Уже в нем должна быть указана статья КоАП, которую нарушил виновный в аварии и мера наказания. На месте может быть выписана квитанция на уплату штрафа.
Если статьей КоАП предусмотрено лишение прав или административный арест, такое решение принимает только судья - мировой или районный. Тогда задокументированные материалы дела об административном правонарушении передаются из ГИБДД в суд. И уже виновный вызывается повесткой.
Если автоинспектор на месте не может определить виновника аварии (это может быть связано со сложностью ситуации или по другим причинам), протокол не составляется. Просто вынесение решения откладывается. Материалы дела передаются в группу разбора подразделения ГИБДД. Участникам сообщается дата, время разбора и адрес, по которому следует прийти для восстановления картины и ознакомления с решением. В ходе разбора все участники имеют право давать объяснения, свидетельствующие в их пользу.
Что касается сроков рассмотрения дела, то для группы разбора ГИБДД они не должны превышать 15 дней со дня поступления материалов, для суда - не более двух месяцев. Если же материалы дела будут пересылаться по месту жительства обвиняемого, в таком случае срок для принятия решения может быть продлен на тот промежуток времени, который потребовался для пересылки. Традиционно на обжалование решения, принятого и группой разбора, и судом, дается 10 дней.
Если в результате ДТП погибли или получили увечья люди, действия водителя будут рассматриваться на предмет состава преступления. А это уже не Административный, а Уголовный кодекс.
Протокол об административном правонарушении составляться не будет, но ДТП оформляется по всем предыдущим пунктам, и материалы передаются в орган дознания ГИБДД. Это подразделение в течение 10 дней выносит решение: либо отказ в возбуждении уголовного дела, либо материал передается в следственные органы, а, может быть, в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения ситуации.
Следователь на основании поступивших материалов выявляет признаки состава преступления. В зависимости от сделанных выводов возбуждает уголовное дело (статья 264 УК РФ - ответственность водителей ТС) или выносится решение без возбуждения дела.
Помните, если уголовное дело таки было заведено, это не всегда приводит в суд. Бывают ситуации, когда потерпевшие ходатайствуют о закрытии уголовного дела (такое случается, если виновник добровольно возместил ущерб) или дело просто зашло в тупик. Но решение об удовлетворении любого ходатайства так или иначе принимает следователь или судья.
Иногда ДТП может привести одновременно и к уголовной, и к административной ответственности. И граница между этими двумя видами ответственности обуславливается степенью тяжести последствий для потерпевших. Так, в результате ДТП они пострадали условно (причинены легкие телесные повреждения), то наступает административная ответственность, а вот тяжкие телесные повреждения или смерть - это всегда уголовная ответственность.
Степень тяжести телесных повреждений будет уже определять судебно-медицинская экспертиза. Она составляет акт, он подшивается к материалам дела. На основании этого акта уголовное расследование может продолжиться, а может быть прекращено (дело уже будет рассмотрено по статье 12.24 КоАП).
Если водитель уверен, что при расследовании ДТП допущены ошибки, он может обжаловать постановление. Если жалоба удовлетворяется, то постановление о наложении административного взыскания отменяется, а водитель получает назад уплаченную сумму штрафа.
Автор: Ирина Калина,
Дата публикации: 15.03.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Служба аварийных комиссаров "АВАРКОМ-68"-Оформление ДТП на месте происшествия за 40 минутЮридическая помощь и консультацияНезависимая оценка ущербаОценка УТС (утрата товарнойстоимости), для транспортныхсредств не старше 5-и летПересчет размера ущербапо акту страховой компанииТрасологическая экспертизаДосудебное урегулирование споров.Предоставление интересов в суде.Эвакуация поврежденных транспортных средств
Хватит надеяться на ГИБДД, надо или самим учиться оформлять ДТП или вызывать специалистов ,аварийных комиссаров , у нас в Тамбове это АВАРКОМ-68, полчаса и дтп оформлено на месте без нервотрепки. Изменение в ПДД с 1 июля, ускорят этот процесс в разы, т. к. будет штраф за создание помехи в движении при дтп =1000 р . с каждого.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.