Полная версия

Изменения в законе об ОСАГО

Изменения в законе об ОСАГО С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ» 06 мая 2002года № 18, ст. 1720, «Российской газете» № 80 от 07 мая 2002 года.

В 2015 году было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Данное Постановление Пленума Верховного Суда РФ разъясняет некоторые вопросы применения действующего законодательства.

Из преамбулы самого закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия этого закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу.

Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются нормами главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее − Закон № 4015-I), Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами, а также Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-П (далее — Правила страхования), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изменения в законе об ОСАГО

Стоит отметить, что на отношения, возникающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На отношения, возникающие между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков в связи с компенсационными выплатами, Закон о защите прав потребителей не распространяется.

А теперь давайте рассмотрим новую информацию сроков выплат по ОСАГО в 2015 году.

Итак, страховщику теперь нужно на рассмотрение обращения водителя 20 календарных дней, в случае, если не было отказа в компенсации ущерба, компания обязана оплатить каждый день задержки в перечислении средств, пени в размере 1% от общей суммы выплаты. Следует заметить, что размер пени существенно вырос в сравнении с установленными ранее 0,11%. В случае несвоевременного предоставления мотивированного отказа в выплате, который должен направляться в течение такого же срока, начисляется пени в размере 0,5% за каждый день просрочки. Ранее на решение подобных вопросов страховщику давалось 30 календарных дней. Новые сроки рассмотрения компаниями страховых случаев направлены, прежде всего, на усиление защиты интересов водителей и минимизацию ситуаций с отсрочками обязательств по договорам со стороны страховщиков. При этом по результатам принятого в связи с обращением решения страховщик теперь имеет право осуществлять не только материальную (денежную) компенсацию в пользу застрахованного, но и направлять его автомобиль на ремонт в автосервис, с которым имеется договор об обслуживании транспортных средств.

Срок обращения по ОСАГО отныне в страховую компанию — составляет 5 дней с момента дорожно-транспортного происшествия, а не 15, как это было раньше. При этом обращаться нужно в свою страховую, с которой у водителя заключен договор страхования — в целях налаживания метода прямого возмещения ущерба страховщик со стороны виновника ДТП из данной цепочки теперь исключен.

Можно решить вопрос со страховой компанией с помощью досудебного урегулирования спора. Но, в случае задержки страховой компанией выплаты компенсации, водитель имеет право обращения в суд для защиты своих прав и интересов. Правда, теперь закон пошел навстречу и страховщикам, оградив их от любителей судебных тяжб, путем принятия положения об обязательном досудебном урегулировании спора. Пострадавшая сторона обязана составить в адрес страховой компании претензию, оформить её в письменном виде и, прикрепив необходимые дополнительные документы, передать на рассмотрение. На ознакомление с данной претензией и предоставление официального ответа страховщику дается 5 календарных дней. И лишь потом, имея на руках собственную жалобу и подтверждение её направления страховщику (независимо от получения ответа страховой), владелец транспортного средства может идти в суд. В ином случае в рассмотрении дела будет вынесен отказ. При этом, хлопоты авто-владельца законом всё же учитываются — в случае принятия положительного решения в пользу водителя суд определяет наказание страховщику в форме взыскания за добровольное неудовлетворение требования вне зависимости от факта заявления суду такого требования.

Изменения в законе об ОСАГО

Закон РФ «Об ОСАГО» не включает в себя чётких положений, регулирующих сроки исковой давности для обращения в судебные инстанции за возмещением убытков. Однако нормы Гражданского кодекса РФ определяют срок исковой давности по ОСАГО в течение 3 лет. При этом отсчет данного срока начинается с момента, когда водитель узнал либо мог узнать об отказе страховой компании в возмещении причинённого ущерба либо об осуществлении страховой выплаты в неполном объёме. В ином случае, таким моментом считается следующий день после даты окончания отведенного для страховой компании срока для принятия решения об осуществлении возмещения ущерба либо соответствующем отказе в таком возмещении. Течение срока исковой давности может быть прекращено в случае признания страховой компанией обоснованных требований либо частичная компенсация страховщиком претензии или наложенного штрафа. В любом случае, водителю не стоит затягивать с обращением в судебные органы, поскольку существует вероятность отказа в защите его интересов по причине отсутствия оперативной реакции. Внесённые изменения в ОСАГО — первый шаг к оптимизации правовых норм и приведению их в относительное соответствие с положениями европейских законов, призванных, прежде всего, защищать интересы пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия лица. Вышеуказанные доработки создадут достаточные условия для того, чтобы многочисленные страховые компании более ответственно подходили к возложенным на них обязанностям и осуществляли необходимые выплаты в размерах и в сроки, чётко прописанные в полисах страхования.

Напомним, закон о страховании ОСАГО в старой редакции устанавливал 120 000 рублей в качестве максимальной суммы возмещения вреда имуществу единственного потерпевшего и 160 000 рублей, если потерпевших несколько. Вред здоровью и жизни каждого потерпевшего оценивался в те же 160 000 рублей. В настоящий момент ст.7 закона об ОСАГО предусматривает уже выплату в 400 000 рублей, причём независимо от числа потерпевших. Данная поправка действует с 01 октября 2014 года и, соответственно, под её действие подпадают все ТС, застрахованные после вышеуказанной даты. Изменения касательно возмещения вреда жизни и здоровью также существенные. Сумма составляет уже 500 000 рублей, однако в действие поправка вступила только с 01 апреля 2015 года.

Изменились и правила, по которым эти страховые выплаты начисляются. Так, если сегодня на выплату могут рассчитывать лишь те пострадавшие (за исключением смертельных случаев), которым невозможно оказать помощь в рамках обязательного медстрахования, то уже с 01 апреля 2015 года выплаты пострадавшим фиксированные в зависимости от тяжести травмы.

Водители должны с пониманием относиться к работе страховщиков и осознавать, что эти службы созданы для того, чтобы покрыть их риски и предоставить нужную поддержку. ОСАГО должно перестать восприниматься владельцами транспортных средств как наиболее дешевый и доступный вариант обязательного авто-страхования, приобретаемый исключительно для «галочки» и во избежание получения штрафов от уполномоченных органов дорожной полиции.

Автор: Юлия Сироткина, дата публикации: 07.08.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.



Интересное по теме
Статьи схожей тематики:
Новости по теме: