Эвакуация автомобиля на штрафстоянку. Новые изменения в законе
На сегодняшний день эвакуация автомобиля на штрафстоянку — весьма распространённая и неприятная ситуация. Скажем прямо, что сегодняшняя ситуация с принудительной эвакуацией, по сравнению с предыдущими годами, усложняется. Увеличиваются штрафы, появляются новые основания задержания авто, отменяются положения, которые были удобны водителям.
В частности, еще совсем недавно действовало Постановление Правительства № 759 от 18 декабря 2013 года, содержащее следующую оговорку: эвакуацию автомобиля на штрафстоянку осуществляют при невозможности устранения на месте причины, ставшей ее основанием. Например, ранее водитель, забывший документы дома, мог позвонить своим близким и попросить, чтобы ему их привезли. И инцидент считался исчерпанным. Теперь Постановление Правительства № 759 отменено, и возможность устранения вами нарушений на месте очень спорна.
Есть и непонятные моменты в законе. Так, из новой редакции КОАП исчезла норма о том, что нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки должно быть бесплатным. Однако есть московский закон № 42, который разрешает взимание оплаты только за полные сутки. Видимо, спорные ситуации придется разрешать в суде. К тому же, не всем понятны правила, на основании которых осуществляется эвакуация, и их законодательное происхождение. Когда возможна принудительная эвакуация транспортного средства? Нужно ли за нее платить, и если нужно, то сколько? Что делать, если вы не нашли свой автомобиль на прежнем месте?
Для того чтобы разобраться в правилах эвакуации автомобилей и в своих правах в этой ситуации, необходимо знать, какими законодательными актами регламентируется принудительная эвакуация.
А их несколько:
- КОАП РФ (Закон № 195-ФЗ от 30.12.2001).
- Распоряжение Департамента экономической политики Москвы от 09.09.2013 г. № 35-Р, в котором утверждены размеры оплаты расходов на перемещение автомобилей на штрафстоянку и их хранение.
- Постановление Правительства Москвы от 09.04.2013 г. № 216-ПП.
- Закон города Москвы от 11.07.2012 г. № 42, касающийся порядка перемещения транспортных средств на штрафстоянку, их возврата, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.
Вооружившись этими законами и нормативами, Вы будете разбираться с вопросами о принудительной эвакуации.
Итак, когда же допускается эвакуировать автомобиль?
Перечень ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:
- Управление автомобилем человеком, который не имеет при себе документов, разрешающих управление (статья 12.3 ч. 1).
- Управление автомобилем с неисправными тормозами (статья 12.5 ч. 2).
- Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (статья 12.7 ч. 1-2).
- Управление автомобилем нетрезвым водителем (статья 12.8, ч. 1, 3, 8).
- Игнорирование правил, обозначаемых дорожными знаками или разметкой, которые запрещают стоянку или остановку (статья 12.16 ч. 4-5).
- Парковка (статья «Итоги неправильной парковки») или остановка на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров до него или на проезжей части, если это помешало движению других авто (статья 12.19 ч. 3, 4, 6).
- Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (статья 12.21.1 ч. 1-3).
- Нарушение правил перевозки опасных грузов (статья 12.21.2 ч. 1).
- Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
- Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (статья 12.27 ч. 3).
Указанный перечень исчерпывающий. Если ваш автомобиль эвакуировали или пытаются эвакуировать по другим основаниям, знайте: это незаконно.
Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку.
Перед тем как эвакуировать автомобиль, сотрудник ГИБДД обязан составить протокол о его задержании — обязательно в двух экземплярах. Протокол подписывается сотрудником и нарушителем. Если последний отказывается ставить свою подпись, в протоколе делается соответствующая запись. Составление протокола должно происходить при участии свидетелей или с использованием видеозаписи.
В протоколе указываются: точное время, дата, место. Обязательно прописывается основание принудительной эвакуации автомобиля — одна из вышеприведенных статей КОАП. Также должны быть указаны фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, и его должность. В протокол вносятся сведения об автомобиле и его владельце, а также об органе, который будет осуществлять задержание машины, и о его представителе. Если задержание автомобиля происходит в вашем присутствии, потребуйте внести в протокол информацию о наличии личных и ценных вещей в автомобиле, а также настаивайте на том, чтобы инспектор описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.
Все места доступа в автомобиль опечатывают.
Перемещение автомобилей на штрафстоянку, их хранение и оплата за эти действия регламентируются законами субъектов Российской Федерации. Единых норм и законов для всех регионов России сегодня не существует.
Срок задержания начинается с момента составления протокола.
Стоимость эвакуации автомобиля на штрафстоянку, как вы уже поняли, в различных российских городах и регионах не одинакова. В Москве она устанавливается Распоряжением № 35-Р от 09.09.2013 г.
В столице эвакуация машины обойдется:
- Категории А, В (с двигателем до 80 л.с.) — 3 000 рублей.
- Категория В (с двигателем более 80 л. с. до 250 л. с.), кроме грузовых — 5 000 рублей.
- Категория В (с двигателем более 250 л. с.), кроме грузовых — 7 000 рублей.
- Категория D, грузовые авто, кроме негабаритных — 27 000 рублей.
Хранение автомобиля на столичной штрафстоянке (за сутки) обойдется:
- Категория А — 500 рублей.
- Категории B, D (разрешенная масса до 3,5 тонн) — 1 000 рублей.
- Категория D (разрешенная масса более 3,5 тонн), C, E — 2 000 рублей.
- Негабаритный транспорт — 3 000 рублей.
Обратите внимание, что, согласно закону № 42 от 11.07 2012 г., оплате подлежат только полные сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке (статья 6 п. 2). Также помните о том, что оплата услуг по эвакуации и хранению автомобиля не освобождает Вас от уплаты штрафа за совершенное правонарушение.
Иногда сотрудники ГИБДД перед выдачей разрешения требуют оплатить штраф за неправильную парковку. Но в этом случае нужно понимать, что такое требование незаконно, так как в 2015 году на уплату штрафа законодательство отводит 60 суток.
А вот ещё новые изменения, которые коснулись статью 12.35 КоАП:
Было: Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.
Стало: Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.
Обратите внимание, данный штраф относится не к водителям, а к сотрудникам ГИБДД. Начиная с 19 июня 2015 года штраф 20 000 рублей может, быть наложен за большее количество нарушений.
Пример. Водитель лишен прав на 4 месяца. После завершения срока лишения он обращается в подразделение полиции для возврата прав, однако ему их не выдают. Дежурный сотрудник заявляет, что водитель не получит удостоверение еще в течение 30 дней, так как срок лишения начал отсчитываться на месяц позже. Это связано с технической ошибкой в базе данных ГИБДД. Права полицейский выдавать отказывается.
Начиная с 19 июня 2015 года, водители смогут «наказать» должностное лицо на 20 000 рублей за нарушение установленного порядка лишения прав.
А вот ещё одно интересное нововведение затронет в первую очередь водителей, которые любят парковать автомобили в запрещенных местах. Статья 27.13 часть 11:
Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Начиная с 19 июня 2015 года, автомобиль не будут отправлять на штрафстоянку, если появится водитель и сможет устранить причину задержания. Отмечу, что водитель должен появиться до того момента, как эвакуатор начал движение.
Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. Распространенный случай нарушения правил остановки и стоянки. Автомобиль неправильно припаркован, его начинают грузить на эвакуатор. Водителю этого автомобиля достаточно появиться в любой момент до начала движения эвакуатора, чтобы прекратить процесс задержания. Естественно, штраф за нарушение правил остановки или стоянки все равно будет наложен.
2. Задержание транспортного средства, водитель которого находится в состоянии опьянения. В данном случае следует найти другого водителя до момента отправления эвакуатора на штрафстоянку. Если водителю удастся найти кого-то из друзей или знакомых, проживающих поблизости и имеющих водительские права, он сможет избежать штрафстоянки.
3. Задержание транспортного средства, имеющего неисправную тормозную систему. Если водитель сможет устранить неисправность на месте (до отъезда эвакуатора), то он сможет продолжить движение на автомобиле самостоятельно.
Действия полицейских при задержании транспортного средства. Еще одно интересное изменение вводится частью 3 статьи 27.13:
Было: Часть 3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства.
Стало: Часть 3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Обновленный пункт КоАП требует, чтобы сотрудник ГИБДД присутствовал на месте задержания до начала движения эвакуатора. Именно сотрудник ГИБДД принимает решение о прекращении задержания транспортного средства. Поэтому водителю, который появился до отъезда эвакуатора, нужно обращаться не к водителю эвакуатора, а к сотруднику полиции.
Сотрудник ГИБДД составляет документы о задержании транспортного средства и помещении его на специализированную стоянку. Начиная с 19 июня 2015 года полицейские, будут составлять дополнительную копию протокола. Статья 27.13 часть 7:
Было: Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Стало: Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Дополнительная копия протокола вручается исполнителю решения о задержании транспортного средства, т.е. водителю эвакуатора.
Последнее изменение, которое будет рассмотрено в рамках данной статьи, — особенности информирования водителей о введении нового порядка движения на конкретном участке дороги. Оно вводится Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»:
Не позднее, чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств, либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением, либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Суть данного изменения в том, что водители теперь будут дополнительно информироваться о применении новых дорожных знаков или разметки.
Особенности данного нововведения:
Информирование производится не позднее, чем за 20 дней до изменения схемы движения.
Публикуется информация только о размещении знаков и разметки, запрещающих въезд в данном направлении (знак 3.1. «Въезд запрещен»), обозначающих одностороннее движение (знаки 5.5 — 5.7.2), запрещающих остановку и стоянку (знаки 3.27 — 3.30).
Информирование может осуществляться разными способами: через интернет, на информационных стендах.
Судя по всему, данное нововведение предназначено для невнимательных водителей, которые ездят по привычке и не обращают внимания на дорожные знаки.
Обратите внимание, информирование будет производиться только в отношении небольшого количества дорожных знаков. Все остальные знаки будут появляться на дорогах по-старинке, т.е. без дополнительного предупреждения. Так что расслабляться не стоит.
Подведем итоги. Нами были рассмотрены изменения нормативных документов, которые направлены на улучшение жизни водителей:
1. Новый штраф для сотрудников ГИБДД за незаконное ограничение управления автомобилем.
2. Новый порядок задержания транспортных средств, позволяющий забрать автомобиль до начала движения эвакуатора.
3. Новые правила информирования водителей об изменении схемы дорожного движения.
А на практике эти изменения будут использоваться в самое ближайшее время (с 19 июня 2015 года).
Автор: Юлия Сироткина, дата публикации: 17.06.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
- Перспективы российского автопрома
- Изменения для водителей - с 15 ноября 2014 года вступят в силу поправки в КоАП
- Массовое закрытие автошкол России в связи с новыми требованиями
- Стратегия 2020: дороги, бензин, налоги
- Как в будущем году рублём накажут пьяных за рулём
- Правила регистрации, снятия с учёта транспортных средств, получения дубликатов документов взамен утраченных от 15 октября 2013 года (регламент)
- Увеличение стоимости ОСАГО
- Штрафы за нарушения ПДД 2014
- Убийцы на дороге
- Срок лишения водительских прав за ДТП с погибшими может увеличиться до 20 лет
Я успел добежать до стоящего эвакуатора, встал перед ним, говорю водиле сгружай, он мне - иди к инспектору (он стоял позади эвакуатора спиной, типа ничего не вижу и не слышу), я повернулся и хотел идти к инспектор, а эвакуатор по газам и уехал. Подошёл к инспектору, а он мне - эвакуатор уже начал движение. Вот такой сплочённый тандем у них, диспозиция и положение продуманы до мелочей. А протокол составляли на штрафстоянке, там свой прикормленный инспектор служит, бумажки оформляет, за эвакуацию не отвечает. Эвакуация происходит как можно быстрее, фотка на камеру, начали грузить и поехали. Менее двух минут. Всё остальное потом. Никаких видеозаписей, опломбирования дверей. Вот так, СПб. А я не догадался на видео всё это снять, мысль была успеть добежать на своих больных ногах (потому и машина куплена). Потом пришлось пёхом километры идти до этой долбаной штрафстоянки. Страна тотального беззакония.
Дмитрий, похожая ситуация в СПБ была со мной.
Только, пока я подходил, эвакуатор сдвинулся на 20см, в это время инспектор 2 минуты делал вид, что не слышит и торопился заполнить протокол, потом закинул копию в окно эвакуатора и стал кричать (реально кричать, было страшно), что эвакуатор сдвинулся а машина арестована.
Написал жалобу на действия инспектора, ответили что у вас нет видеосъемки :-) , хотя со мной был свидетель и его показаний вполне достаточно.
Т.е. понимаете что следует из официального ответа? Гражданин ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН СНИМАТЬ ИНСПЕКТОРА ВСЕГДА, у вас не должно быть доверия к сотрудникам, только камера возможно докажет его неправомерные действия.
Ну мне не сложно написать заявления в прокуратуру, следственный комитет и ГУ МВД, посмотрим что они могут сделать.
В КОАП в (статья 12.7) надо ввести пункт для забывчивых водителей. А именно за просрочку водительских удостоверений не более 15 дней, инспектор ГИБДД мог бы просто обойтись предупреждением таким забывчивым водителям на первый раз, и взять на заметку. Тем более, если за рулем пожилой человек. ГИБДД таким образом, станет более человечным по отношению к людям. Являюсь инвалидом 2 группы. И вот так случилось, что я просрочил права на 10 дней. Ну забыл, с кем не бывает... Мало кто заглядывает в свои права, и помнит срок окончания действия. Да и вообще глупо устанавливать этот срок я считаю. Это ничего ровным счетом не дает, тем более теперь, когда все в базах данных находится. Так вот, останавливают меня инспектора, молодые люди. В результате выписали штраф за езду без прав, а машину увезли на штраф-стоянку. На мои просьбы и мольбы не обратили внимания. Мне пришлось добираться домой с моими больными ногами пешком. А это несколько километров. Ноги потом "гудели" несколько дней. а тем временем, машина на штраф-стоянке. Деньги капают... Короче говоря получается, что меня наказали дважды за одно и тоже. И даже трижды, учитывая мое состояние здоровья. Ведь машина это по сути мои ноги. Без машины я просто вынужден буду сидеть в четырех стенах. Очень несправедливо поступили со мной инспекторы ГИБДД. Понимаю закон. Но нельзя же быть бесчеловечным.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.