Для чего автомобилю «пятое» колесо?
Такое важное запасное колесо… |
Какими бывают запасные колеса? |
Как изменялось расположение запаски со временем? |
Об уходе за запаской
В современных условиях большинство автовладельцев редко восстанавливает работоспособность своего железного коня собственными силами. Думается, исключение составляет лишь замена пробитого колеса, да и то – зачастую водители предпочитают не пачкать руки в грязи, а доверить это дело работникам ближайшего шиномонтажа. И хотя фразеологизм «пятое колесо» в русском языке означает что-то не совсем нужное, в комплектации автотранспорта этот самый элемент является жизненно необходимым. Какой бывает «запаска», и каковы ее основные функции?
Такое важное запасное колесо…
Понятно, что запасной элемент становится необходим в момент повреждения одного из рабочих колес. Проблемы деформации диска, разрыва или прокола покрышки легко устраняются силами самого автомобилиста или знакомого шиномонтажника: испорченная покрышка заменяется запаской, и автомобиль может ехать дальше как ни в чем не бывало. Как правило, дополнительная деталь хранится в специальной полости – в багажнике или на задней двери транспортного средства.
Какими бывают запасные колеса?
Есть два основных типа таких колес:
- полноразмерные (свойственно легким грузовикам и настоящим внедорожникам, поскольку использование аварийного колеса не лучшим образом отразится на движении машин с высоким центром тяжести);
- «докатки», или шины уменьшенного размера, смонтированные на бюджетных стальных дисках (использовать такие комплектующие можно лишь в условиях ограничений – на разумной скорости и на небольшие расстояния).
Первый тип нередко крепится снаружи авто, например, на задней двери внедорожника. Второй – в силу компактности аварийного колеса – в багажнике легковушки. Важно помнить, что «докатка» является для автовладельца лишь временной мерой. С ее помощью можно аккуратно (не быстрее 80 км/ч) доехать до гаража или ближайшего шиномонтажа, дабы на месте починить поврежденную резину или диск, и вернуть исходное колесо на его законное место.
Как изменялось расположение запаски со временем?
Первые автомобили, колесившие по дорогам Земли в конце XIX столетия, были оснащены деревянными либо цельнолитыми резиновыми колесами. Понятно, что пробить таковые было крайне затруднительно, а потому использование запасок не было популярным. Оснащение транспорта пневматическими шинами внесло в жизнь автовладельцев свои коррективы, ведь дорожное покрытие было щедро усыпано остатками подков, гвоздей и прочего металлического неликвида, постоянно пробивавшего резину.
Водителям приходилось с завидной регулярностью: снимать поврежденное колесо, извлекать из-под покрышки камеру, находить в ней прокол и ликвидировать его, накачивать заклеенную камеру, вновь надевать на нее шину и водружать весь комплект на место. Чтобы облегчить жизнь автомобилистам, инженеры стали пополнять вновь выпускаемые модели машин полноценными запасными колесами в сборе.
Поначалу запаску крепили в правой части кузова, со стороны водителя. Надо сказать, что в начале XX века авто комплектовались сразу парой запасных колес. Крепеж их трудностей не представлял: затейливые формы кузова, наличие навесных подножек и выступающих крыльев лишь способствовали наружному расположению вспомогательных элементов.
Со временем, благодаря строительству новых дорог, количество проколов уменьшилось – водители стали возить лишь одну запаску. Тогда же место расположения вспомогательного элемента изменилось – его стали размещать в центральной части кормы. Иногда дополнительное колесо прикрывали цельнометаллическим либо мягким матерчатым кожухом. Чуть позже с наружной стенки багажника оно переместилось внутрь автомобиля. Почему? Оказалось, что в таком случае покрышка сохраняется гораздо лучше.
Об уходе за запаской
Необходимо, чтобы запасное колесо всегда было готово к использованию. Ведь порой дорожная ситуация резко меняется: пребывая вне населенного пункта, в отсутствие рабочей запаски и вдали от пунктов шиномонтажа, в случае серьезных повреждений резины водитель очень рискует. Поэтому крайне полезно:
- ежегодно проверять вспомогательный элемент на предмет износа резины и наличия других повреждений;
- контролировать давление в шинах – как в штатных, так и в запасной (хотя бы раз в месяц);
- проводить внеплановую ревизию запаски перед длительной поездкой (тем более, если предполагается путешествие по бездорожью или в малолюдные места).
И еще: да, запаска портится даже тогда, когда просто лежит в багажнике. С течением времени резина утрачивает эластичность, в ней могут появляться трещины. Конечно, покрышка, открытая солнцу и ветрам, будет стариться скорее, чем «коллега», надежно укрытая колпаком или помещенная в багажник. Однако запасное колесо, находящееся в эксплуатации свыше пяти лет, проверять на наличие расслоений и деформаций нужно особенно тщательно.
Дата публикации: 28.03.2025
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.