С 1 июля 2015 года в силу вступили новые нормы Закона об ОСАГО, изменения и дополнения в ПДД и УК
С 1 июля вступает в силу сразу несколько нормативных актов, призванных изменить ситуацию на российских дорогах. Поправки в Уголовный Кодекс радикально ужесточают ответственность за вождение в пьяном виде. Изменения в ПДД детально разъясняют водителям, как пользоваться европротоколом, а пешеходов обязывают носить светоотражатели в ночное время за городом. Кроме того, полис ОСАГО можно будет теперь купить и продлить в электронном виде.
Ну, а теперь разберём более детально ситуацию по ОСАГО.
Согласно ст. 15 закона об ОСАГО, физическое лицо подписывает заявление о приобретении страховки простой электронной подписью, юридическое лицо — усиленной квалифицированной электронной подписью, в итоге покупателю присылается «страховой полис в виде электронного документа». Таким образом, появится возможность, приобрести страховку не выходя из дома и не брать с собой бумажную версию полиса в дорогу. Президент РСА Игорь Юргенс утверждает, что с 1 июля необходимо иметь либо полис ОСАГО старого образца, напечатанный на бланке строгой отчетности, либо распечатку электронного полиса (по аналогии с тем, как оформляются в электронном виде авиабилеты). Проверить достоверность электронного полиса, утверждают страховщики, инспекторы ГИБДД смогут по базе данных РСА, к которой с 15 июня ведомство уже получило доступ.
Эксперты считают, что на практике инспекторы будут все-таки требовать бумажные полисы, поскольку это заложено в действующих ПДД. «Получилось все, как обычно, — пояснил президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, — Закон об ОСАГО разрешает электронные полисы, а ПДД — нет. Формально закон имеет большую юридическую силу, чем правила, установленные постановлением правительства РФ. По сути, правы одновременно и страховщики, и гаишники. В результате водители будут спорить на дороге с инспекторами, а там уж как повезет. По уму надо вносить изменения в ПДД, менять формулировку, уточнять, что же такое страховой полис. А в идеале — вообще убирать обязанность возить с собой страховку: от нее одни неприятности. По базе данных договор ОСАГО уже давно можно проверить».
По словам Игоря Юргенса, продавать полисы в электронном виде является не обязанностью компаний, а их правом — о готовности использовать это нововведение уже заявили 22 крупных страховщика. «К настоящему времени осуществлена вся необходимая предстартовая подготовка для запуска электронных продаж полисов ОСАГО, с технологической точки зрения опасений никаких у РСА нет», — заявил господин Юргенс. Ранее страховщики просили ЦБ отсрочить введение системы электронных продаж на полгода. С 1 июля будет разрешено только пролонгировать существующие договора. Продажа новых полисов в интернете начнется лишь с 1 октября.
Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.
Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Договор страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя — физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя — юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Для целей заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа сообщение страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования страхового номера своего индивидуального лицевого счета приравнивается к заявлению, подписанному простой электронной подписью страхователя.
После оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис, созданный с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Ещё одно июльское нововведение для водителей — это новая редакция Уголовного Кодекса. Уголовным преступлением отныне будут считаться повторное управление автомобилем в пьяном виде или повторный отказ от медосвидетельствования. Под повторностью подразумевается нарушение, которое было совершено в течение года с того момента, как водителю вернули права после прошлого лишения прав за «пьянку». К примеру, гражданин был пойман ГИБДД за рулем в пьяном виде 1 июня 2013 года, решением суда лишен прав с 1 августа 2013 года до 1 августа 2015 года (на два года). До 1 августа 2016 года нарушитель будет считаться наказанным — если в течение этого периода он снова сядет за руль пьяным, то его будут судить уже по новым статьям Уголовного Кодекса, а не по КоАП. Аналогичный принцип распространяется и на тех, кто ранее был судим по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Раньше всех подобных нарушителей привлекали к административной ответственности, а значит, могли лишить прав максимум на три года. Теперь суд может назначить штраф в 200–300 тыс. руб., обязательные работы на срок до 480 часов или реальный срок лишения свободы до двух лет.
В ГИБДД говорят, что проблема водителей, систематически садящихся за руль нетрезвыми, стоит довольно остро: в Москве по итогам 2014 года 71 водитель привлекался за повторное пьянство за рулем, но гораздо больше — 756 — отказались от медосвидетельствования.
Новая редакция Уголовного кодекса содержит еще ряд существенных поправок, новые нормы законодательства уже разъяснены ГИБДД, методические рекомендации направлены инспекторам ДПС.
Новые изменения в ПДД касающиеся пешеходов. До сих пор правила рекомендовали гражданам «иметь при себе предметы со световозвращающими элементами» при движении по обочинам или по краю дороги в темноте. С 1 июля в ПДД будет уточнено: вне населенного пункта пешеход обязан быть экипирован соответствующим образом, выбирая маршрут вдоль трассы. Это может быть одежда со светоотражающими элементами или специальные световозвращатели в виде брелков и браслетов на руке.
Любопытно, что до сих пор власти четко не объяснили, где граждане возьмут светоотражатели. Некоторая ясность есть по поводу экипировки детей. В ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» в 2013–2020 годах даже заложено 965 млн руб. на закупку 15 млн «световозвращающих приспособлений» для дошкольников и учащихся младших классов. Ранее ГИБДД направила в Минпромторг предложения изменить стандарт для пошива детской одежды, обязав производителей применять светоотражающие ткани и элементы, однако ведомство ответило отказом. В стандарте по производству ранцев эти требования уже учтены, но «они не особо исполняются». Со взрослыми ситуация остается совсем неясной, но в ГИБДД рассчитывают на пропаганду, а также на штраф: инспектор ГИБДД отныне будет вправе наказать пешехода, которого плохо видно на дороге без светоотражателя, на 500 руб. Эксперты считают, что норма эта на практике работать не будет, поскольку очень сложно доказать вину пешехода, кроме того, инспекторы ГИБДД в принципе крайне редко штрафуют пешеходов.
Удачи на дорогах!
Автор: Юлия Сироткина, дата публикации: 05.07.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
- Статистика нарушений
- Стратегия 2020: дороги, бензин, налоги
- Штрафы за нарушения ПДД 2014
- Срок лишения водительских прав за ДТП с погибшими может увеличиться до 20 лет
- Как в будущем году рублём накажут пьяных за рулём
- Правила регистрации, снятия с учёта транспортных средств, получения дубликатов документов взамен утраченных от 15 октября 2013 года (регламент)
- Убийцы на дороге
- Перспективы российского автопрома
- Возврат водительских прав после отмены «нулевого промилле»
- Штраф за резкое торможение 5000 рублей
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.