Почему аккумулятор на автомобиле разряжается за ночь
Самое неприятное, что может подстерегать водителя, желающего быстро уехать утром со стоянки – это отказ автомобиля запускаться из-за севшего аккумулятора. Избежать подобной ситуации можно заблаговременным принятием несложных мер. От владельца требуется только понимание причин происходящего и проявление элементарной заботы о состоянии АКБ автомобиля.
Проблемы с самим аккумулятором
Срок службы АКБ ограничен, в некотором смысле это расходник. Происходит сульфатация пластин, изнашиваются электроды, возникают короткие замыкания, загрязняется электролит. Всё это приводит к падению эффективной ёмкости, батарея не в состоянии принимать штатную энергию заряда. В результате она будет разряжена даже небольшими токами после долгой стоянки или быстро током стартёра. К этому добавляется высокий уровень саморазряда старых аккумуляторов.
Особенно заметно в стартёрном режиме повышение внутреннего сопротивления батареи. На нём падает напряжение при отдаче тока, стартёру не хватит мощности для проворота вала. Такой же эффект даёт загрязнение клемм, они страдают окислами под влиянием внешней среды, подгорают от токовой нагрузки, а также покрываются солями из-за негерметичности уплотнений и выхода электролита.
Долговечность аккумулятора можно повысить своевременным уходом. Надо следить за чистотой его корпуса, не допуская утечек тока, своевременно пополнять электролит дистиллированной водой там, где это предусмотрено, а также регулярно подзаряжать от внешнего источника, свинцовые батареи не любят глубоких разрядов и больших бросков зарядного тока.
Утечки в бортовой сети
При оставлении машины на стоянку выключается зажигание, ключ вынимается, система должна быть обесточена. Некоторые электронные блоки, например, охранная система или контроллер управления двигателем остаются под напряжением, но в них приняты меры для небольшого энергопотребления в дежурном режиме. Величина тока покоя сравнима с саморазрядом АКБ. Но возможны и другие ситуации:
- в системе имеются неисправные блоки, потребляющие большой ток при формальном их отключении;
- охранная система по разным причинам многократно срабатывала за ночь;
- были допущены ошибки при ремонтном вмешательстве в бортовую сеть;
- подключено нештатное оборудование;
- ошибки в программировании вызывали срабатывания сервисных режимов аппаратуры, вплоть до периодических попыток запустить двигатель в автоматическом режиме.
Возможные пути утечек локализуются замерами тока покоя, после чего вычисляется цепь последовательным отключением предохранителей.
Виноват генератор
Генератор тоже относится к приборам, которые полностью не отключаются от АКБ. Поэтому в нём также вероятны большие утечки. Но это не единственная причина вины генератора в утренних проблемах с запуском.
Баланс электроэнергии заключается в том, что батарея должна получать от генератора столько, сколько было израсходовано в среднем за сутки. Даже больше, с учётом КПД, особенно низкого в холодную погоду. Для выполнения условия поддержания заряженности генератор должен быть полностью исправен. Если он в состоянии отдавать только частичную мощность, то батарея постепенно и незаметно от водителя будет исчерпана и откажет.
Не лучше ситуация, когда генератор выдаёт повышенное напряжение. Батарея перезаряжается, уровень электролита падает, а с ним и ёмкость. Для проверки потребуется проконтролировать выходное напряжение генератора под максимальной нагрузкой и при разных оборотах двигателя. Не располагая специальными реостатами, водитель может включить в качестве нагрузки фары и устройства обогрева салона.
Низкие температуры
Все проблемы с электрооборудованием усугубляются зимой. В основном по нескольким причинам:
- падает КПД аккумулятора, его надо дольше заряжать при низкой температуре;
- растёт число потребителей из-за работы обогревателей;
- преобладают короткие поездки, когда батарея не успевает прогреться и зарядиться;
- стартёр потребляет большие токи во время прокрутки холодного мотора.
В результате абсолютное большинство отказов АКБ происходит именно зимой. В это время года им надо уделять особое внимание, вплоть до снятия с машины и хранения ночью в помещении, одновременно заряжая от сети.
Как избежать разряда
Во время каждого ТО, особенно осеннего, необходимо проверять состояние аккумулятора тестером с оценкой оставшейся ёмкости и внутреннего сопротивления. Для обслуживаемых – доводить до нормы уровень электролита и контролировать разбег плотности по банкам. Во время эксплуатации не разряжать батарею глубже 50 процентов, регулярно проводя подзаряд внешним источником. Корпус и клеммы содержать в чистоте, а при появлении сомнений в надёжности старых батарей профилактически перед зимой менять их на новые. «Доездить» сомнительную АКБ можно летом.
Если даже есть возможность заводить автомобиль с разряженной батареей, не стоит это считать выходом из положения. Пренебрежение к причинам нехватки энергии добавит к неизбежным потерям времени на запуск еще и бессмысленное расходование денежных средств. АКБ не любит глубоких разрядов и очень быстро потребует замены. А новая, если продолжать игнорировать источник проблемы, прослужит не дольше.
Автор: Розина Луиза, дата публикации: 18.10.2024.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.