Режим труда и отдыха водителей
На протяжении нескольких лет российское законодательство требует иметь тахограф, за отсутствие которого предусмотрен штраф. Тахографом называется устройство для контроля за режимом работы водителя. Также в КоАП предусмотрен штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Однако не всем водителям известна информация о правильном режиме труда. Именно поэтому в данной статье мы решили рассмотреть особенности режима труда и отдыха водителей.
Составление рабочего графика обязательно для каждого водителя. График составляет работодатель, и ставит водителя в известность о нем.
Составляется график на месяц, и в нем учитываются рабочие дни, а также время начала и окончания смены, время на отдых (обеденный перерыв) и еженедельный отдых.
Есть способы:
- ежедневного учета рабочего времени, при котором рабочий день водителя не превышает установленных законом пределов.
- суммированного учета рабочего времени, при котором рабочие дни отличаются по длительности. То есть, есть длинные дни, превышающие нормативы, но месячное количество рабочих часов не превышают норму.
Из чего состоит рабочее время водителя?
Рабочее время водителя состоит из:
- Времени управления транспортом;
- Времени на перерывы для отдыха от управления транспортом;
- Времени на подготовительно-заключительные мероприятия перед выездом на линию и возвращение с нее, а если перевозки междугородние – на работы в пункте оборота или в пути до и после смены.
- Времени на медицинский осмотр водителя до и после смены, а также времени следования от места работы до места, где производится медосмотр, и на обратный путь.
- Времени на стоянку в пункте погрузки и разгрузки груза, высадку и посадку пассажиров;
- Времени на простои не по вине водителя;
- Времени на устранение возникших неисправностей во время нахождения на линии, не требующих производить разборку механизмов;
- Времени на охрану груза на стоянках, конечном и промежуточном пункте, при междугородних перевозках, когда данные обязанности предусматривает трудовой договор;
- Времени на нахождение на рабочем месте, когда управление транспортом передано другому водителю (при отправке в рейс двух и более водителей);
- Времени на другие случаи, предусмотренные законом.
Как видите, водитель не должен все свое рабочее время находиться за рулем. То есть, 8-часовой рабочий день водителя включает в себя время на перерыв для отдыха, предрейсовый и послерейсовый медосмотр и т.д.
Если организация предложила вам перерывы на отдых делать за счет уменьшения времени на обед, то это не законно.
А вот что касается времени на охрану груза, то оно может не полностью учитываться рабочим временем, а лишь 30%. К примеру, при 8-часовом рабочем дне вы 3 часа охраняете автомобиль, но в рабочее время будет включен только 1 час (30%). В таком случае по факту ваш рабочий день составит 10 часов. Данные действия законны, и это нужно учитывать в графике водителя, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха.
Время, в которое водитель присутствует на рабочем месте, но не управляет транспортом, должно учитываться в рабочем времени не менее чем на 50%.
Ежедневный и суммированный учет рабочего времени
Ежедневный учет рабочего времени ведется при 40-часовой рабочей неделе. То есть, у водителя 5 рабочих дней длительностью по 8 часов. В случае 6 рабочих дней – длительностью не более чем по 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени расчет производится по более сложной схеме, не в течение дня, а за месяц, иногда за сезон.
Если условия производства не позволяют соблюдать установленные нормативы ежедневного или еженедельного рабочего времени, то прибегают к суммированному учету рабочего времени за период в месяц. Если это сезонная работа, к примеру, перевозка пассажиров на курортах в летне-осенние месяцы, то учет производится за 6 месяцев.
Количество рабочих часов за учетный период не должно быть выше нормативов. Если в месяце 31 день, из которых 23 рабочих, то общее количество рабочих часов должно быть: 23*8=184 часа. Могут быть дни, когда водитель работает более 8 часов, однако суммированное количество часов не должно превышать норму в 184 часа, а рабочий день не должен быть длиннее 10 часов, за исключением ряда обстоятельств, когда он может быть увеличен до 12 часов:
- При междугородних перевозках, когда водителю нужно время, чтобы добраться до места отдыха;
- При работе на городских и пригородных маршрутах;
- При работе на перевозках для учреждений здравоохранения, почтовой связи, аварийных служб, автомобилях для обслуживания органов гос. власти, инкассаторских автомобилях и т.д.
Учет рабочего времени при ненормированном рабочем дне
Закон предусматривает возможность введения ненормированного рабочего дня для водителей легковых авто (за исключением такси) и водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых геологоразведочными, топографо-геодезическими и изыскательскими работами в полевых условиях.
Ненормированный рабочий день может быть любой продолжительности, однако рабочие часы за неделю не должны превышать 40 часов.
Количество часов на управление автомобилем
Как мы уже сказали, не все рабочее время водителя состоит из управления автомобилем. За рабочий день водитель должен находиться за рулем не более 9 часов.
Если работа связана с вождением автомобиля в горной местности, с перевозкой пассажиров на автобусах длиною более 9,5 метров, с перевозкой тяжеловесных длинномерных и крупногабаритных грузов, то управление автомобилем должно быть не более 8 часов.
Есть исключения, при которых количество часов на управление автомобилем может быть увеличено:
- В случае суммированного учета рабочего времени при работе на городских и пригородных автобусах;
- В случае суммированного учета рабочего времени, когда рабочие смены не более 2-х раз в неделю – до 10 часов. Календарная неделя при этом должна состоять не более чем из 56 часов управления автомобилем, а две недели – не более чем из 90 часов.
Перерывы на отдых, входящие в рабочее время
Все водители имеют перерывы на отдых, входящие в рабочее время. Перерыв предоставляется на 15 минут. Время первого перерыва –через 4 часа управления транспортом, а время последующих – через каждые 2 часа. Если время перерыва совпало с обедом, то он не предоставляется.
Таким образом, при 8 часовом рабочем дне рабочее время водителя выглядит так:
Деятельность водителя | Фактически отработанное время | Рабочее время |
Предрейсовый осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление транспортом | 4 часа | 4 часа |
Обеденный перерыв | 30 минут | |
Управление транспортом | 2 часа | 2 часа |
Перерыв на отдых | 15 минут | 15 минут |
Управление транспортом | 1ч 30 мин. | 1ч. 30 мин. |
Общее время: | 8ч.30 мин. | 8 часов |
Нормативы на время отдыха водителя
Время на отдых водителя состоит из:
- Перерыва на отдых и обед;
- Ежедневного (междусменного) отдыха;
- Еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни);
На отдых и питание отводится 30 минут – 2 часа. Если рабочий день более 8 часов, то перерыв на обед может предоставляться дважды.
На ежедневный (междусменный) отдых отводится вдвое больше времени, чем на рабочую смену. Время обеда при этом входит в ежедневный отдых.
Если время работы с 8 до 17.00, и перерыв на обед 1 час, то ежедневный отдых должен составлять 15 часов, то есть следующий рабочий день должен начинаться не ранее, чем в 8 часов.
В случае суммированного учета рабочего времени на ежедневный отдых должно отводиться не менее 12 часов, за исключением:
- Работы на пригородных и городских автобусах – до 9 часов, но по окончании второй смены водителю должны дать не менее 48 часов междусменного отдыха.
- При работе на междугородних перевозках – до 11 часов. Уменьшение времени отдыха может быть и до 9 часов, однако не более 3-х раз в неделю и с предоставлением дополнительного отдыха, равного «потерянному» количеству часов.
На еженедельный непрерывный отдых отводится не менее 42 часов, при этом в него не входит междусменный отдых.
Если рабочая неделя стандартная, по 5 рабочих дней, то на отдых отводится 57 часов. Если учет суммированный, то выходные могут назначаться в разные дни, но число выходных должно быть не меньше, чем число полных недель в месяце, то есть на каждую рабочую неделю 1 выходной.
Чтобы контролировать режим труда и отдыха водителей, устанавливаются тахографы. При нарушении режима труда вы получите штраф в 1000-3000 рублей.
Тахографы ставятся на автомобили, принадлежащие предпринимателям и юридическим лицам. Личные автомобили тахографами не оснащают.
К некоторым категориям водителей приведенные выше требования к режиму работы не относятся. Это пожарные, аварийно-спасательные автомобили, водители международных перевозок и вахтовых бригад, где применяется вахтовый метод работ.
Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 14.10.2019 г.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
- Перспективы российского автопрома
- Тест на алкоголь
- Правила регистрации, снятия с учёта транспортных средств, получения дубликатов документов взамен утраченных от 15 октября 2013 года (регламент)
- Убийцы на дороге
- Стратегия 2020: дороги, бензин, налоги
- Статистика нарушений
- Срок лишения водительских прав за ДТП с погибшими может увеличиться до 20 лет
- Штраф за резкое торможение 5000 рублей
- Возврат водительских прав после отмены «нулевого промилле»
- Изменения в законодательстве 2014
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.