Продажа сломанного авто
При покупке машины в автосалоне новоиспеченный автовладелец, как минимум, ожидает получить полностью рабочее транспортное средство, причем того качества, которое бы соответствовало его названной стоимости. Вот только в последнее время нередко случается так, что радость приобретения сменяется недоумением и разочарованием, когда «железный конь» вдруг раскрывает ранее незамеченный дефект, а то и вовсе оказывается сломанным. Естественно, подобные ситуации совсем не хочется игнорировать — в конце концов, на машину тратятся отнюдь не маленькие деньги, особенно если речь идет о абсолютно новом авто.
Поэтому люди начинают ломать голову над вопросом: а можно ли вернуть такое транспортное средство обратно в салон и получить назад свои деньги? И любой специалист в такой ситуации ответит, что ничего невозможного здесь нет. Единственное но: скорее всего, придется немало потрудиться, чтобы довести все дело до конца и доказать собственную правоту. Закон же будет на стороне покупателя — конечно же, лишь в том случае, если поломка была изначально и не появилась уже после приобретения. Тогда вполне возможно вернуть бракованный автомобиль обратно в салон.
С точки зрения законодательства
Покупатель имеет право вернуть машину, если в ней обнаружился какой-то существенный дефект, незамеченный во время приобретения. Вот только сделать это можно только в течение двух недель после того, как произошла покупка. Конечно же, кто-то, возможно, пожелает устранить дефект своими силами, чтобы избежать нудных и длинных разбирательств, однако это далеко не всегда имеет смысл. Практике известны случаи, когда автомобиль начинал буквально разваливаться у водителя под ногами — в буквальном смысле — несмотря на то, что внешне выглядел совершенно новым. А при обращении в ремонтную мастерскую человеку могли сказать, что данное транспортное средство даже не подлежит исправлению, и ему прямая дорога на металлолом. Получается, что деньги потрачены впустую? Поэтому вполне понятна позиция тех, кто хочет во что бы то ни стало добиться возврата авто в салон.
В такой ситуации имеет смысл обратиться к современному законодательству, а точнее той его части, что говорит о защите прав потребителей. Данный закон говорит о том, что человек в случае обнаружения в приобретенном товаре дефекта, если они не были указаны самим продавцом, имеет право:
- потребовать от продавца замены на продукцию той же модели;
- потребовать от автосалона замены на автомобиль другой марки с полным перерасчетом стоимости;
- отказаться от исполнения со своей стороны исполнения пунктов договора купли-продажи, после чего потребовать у продавца возврата тех денег, что были потрачены на машину, которая при этом, само собой, переходит обратно в салон;
- потребовать уменьшения стоимости соразмерно обнаруженным повреждениям;
- потребовать незамедлительной и при этом бесплатной ликвидации дефектов автомобиля или же возмещения всех расходов на их самостоятельное устранение, если покупатель пожелает разобраться с этим своими силами или с помощью третьего лица.
Также не стоит забывать о том, что автовладелец имеет право потребовать возмещения убытков, которые стали следствием покупки неисправного товара. При этом убытки должны быть возмещены в срок, который указан в текущем законодательстве. В данном случае это пятнадцать суток со дня приобретения покупателем товара. По истечении данного срока выставленные требования должны быть удовлетворены в том случае, если:
- действительно имеют место указанные покупателем дефекты;
- был нарушен Закон о сроках устранения дефектов приобретенного товара;
- нет возможности пользоваться автомобилем в рамках гарантийного срока в совокупности более
30-ти суток после неоднократного устранения дефектов машины.
Однако есть небольшое «но»
Человеку, который хочет вернуть сломанный автомобиль в салон, необходимо помнить, что продавец несет перед покупателем ответственность только тогда, когда дефекты возникли по его вине. Так что нужно быть готовым к тому, что заведение, где машина была куплена, обязательно захочет убедиться в наличии указанных недостатков — об этом также говорит текущее законодательство, а точнее все тот же Закон «О защите прав потребителей» (п.5, ст.18). А для установления причины и времени возникновения существующих дефектов, как правило, проводится экспертиза.
Также необходимо отметить, что по истечении двух недель (за которые автомобиль можно вернуть даже за незначительный недостаток) машину также могут принять обратно в автосалон. Однако дефект в этом случае должен быть действительно существенным. И наличие этого недостатка, опять же, должно быть зафиксировано в специальном документе специалистом соответствующего профиля.
Оформление претензий
Все свои претензии покупателю необходимо оформлять только в письменном виде. Это в значительной степени облегчит сбор доказательств на случай, если автосалон откажется выполнять предъявленные требования, и дело дойдет до суда. В претензии следует подробно описать все дефекты транспортного средства и собственные требования, после чего отправить ее заказным письмом с уведомлением. Далее останется только ждать ответа. Осуществлять же экспертизу, назначать ремонт, доказывать собственную правоту должен продавец, так как ответственность лежит именно на нем — согласно все тому же законодательству.
И лишь в том случае, если продавец игнорирует поступившие претензии и не предпринимает никаких действий, отказываясь менять авто и возвращать деньги, автовладельцу придется самостоятельно провести экспертизу. Далее необходимо обратиться в суд с соответствующим иском.
В большинстве случаев суды принимают сторону покупателя, что уже внушает надежду на благоприятный исход дела. В случае вынесения решения в пользу потребителя ему не только вернут все потраченные им на покупку машины средства, но и оплатят сопутствующие издержки. Материальный и моральный вред продавец также обязан возместить. При этом автосалон не имеет никакого права требовать компенсации за пользование транспортным средством и пробег.
И еще один момент: если дело все же дошло до суда, то покупатель имеет право стребовать с салона не только возвращение потраченных на машину денег, но также и оплату неустойки. Она высчитывается по следующей схеме: 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки, начиная с того дня, когда были предъявлены претензии. И напоследок стоит заметить, что покупателю, если он твердо намерен получить свои деньги обратно, необходимо хорошо знать упомянутые статьи законодательства и особенно собственные права, а также умело в них ориентироваться. Кроме того, это поможет сберечь еще нервы.
Правила покупки автомобиля в салоне
Однако далеко не все люди хотят тратить свое время и нервы на разбирательства в суде. Все вышеописанные действия для них являются слишком большой обузой и нежелательным стечением обстоятельств. Естественно, этого можно избежать, если проявить внимательность и упорство еще на этапе выбора и покупки автомобиля в салоне. Во-первых, не стоит заключать договор сразу после поверхностного осмотра авто и своей радости по поводу того, что, наконец, нашлась «модель мечты». Нельзя забывать, что яркая внешность может скрывать серьезные изъяны. Кроме того, современные технологии и оборудование позволяет так замаскировать дефекты, что они обнаруживаются или после проведения экспертизы, или после некоторого срока эксплуатации — чаще всего через несколько дней. Поэтому, если транспортное средство прекрасно показало себя во время объезда вокруг здания автосалона, это еще не означает, что оно в полном порядке.
Если покупатель не разбирается в автомобилях совершенно, то желательно в таком случае позвать с собой знающего друга или нанять специалиста, который смог бы поговорить с продавцом и при необходимости вывести его на чистую воду. Не нужно стесняться требовать сертификаты качества, документы, подтверждающие легальность торговли и так далее. Кстати, перед походом в салон также желательно проконсультироваться с профессионалом и восполнить свои запасы знаний на тему действующих законов. В конце концов, человек идет тратить приличную сумму денег, поэтому соответствующая подготовка просто необходима.
Ремонт и вопрос гарантии
Если поломка автомобиля незначительна, и покупатель не желает возвращать транспортное средство в салон, он может потребовать гарантийный ремонт. Подобные случаи не раз имели место на практике и, как правило, проходили успешно. Однако нужно помнить, что подать заявку на проведение такого ремонта можно только в течение 15 суток после того, как была совершена покупка. По истечении этого срока что-либо сделать можно будет только через суд, предъявив необходимые доказательства.
Однако автосалон вправе отказать покупателю в бесплатном ремонте, если отсутствует соответствующий гарантийный талон. Данный документ заведение обязано выдавать при покупке, однако некоторые недобросовестные продавцы могут намеренно утаить этот факт. И это еще одна причина быть предельно внимательным во время оформления документов.
Полноценную и стабильную работу автомобиля, а также соответствующее качество сборки модели гарантирует как официальный дилер, так и производитель. Гарантия в среднем может составлять
Так что же делать и с чего начать?
Для того, чтобы весь процесс возврата автомобиля в салон прошел гладко, покупателю нужно следовать поэтапной инструкции, при этом полностью осознавая свои действия и отдавая себе отчет в том, для чего и на что он идет. Если человек не готов доводить дело до конца, то не стоит и браться, так как добиться возвращения своих денег, скорее всего, будет сложно.
Итак, в первую очередь стоит изложить собственные претензии в письменном виде, то есть написать рекламацию. Продавец в ответ должен предоставить заявление о сроках, в рамках которых он обязуется выполнить все требования. Если же автовладелец получил отказ, необходимо потребовать соответствующего письменного документа об отказе. Как уже было сказано выше, ни в коем случае нельзя показывать свою неуверенность и незнание правовых вопросов. Если человек поставит себя как бескомпромиссную и напористую личность, то автосалон вряд ли захочет довести дело до суда.
Следует проследить, чтобы претензии были предъявлены не позже, чем через 15 суток после осуществления покупки транспортного средства. При этом нужно учитывать, что с юридической точки зрения даты продажи и передачи авто в руки владельца, как правило, сильно отличаются. После того, как 15 суток минули, процедура может ощутимо усложниться. Если же это произошло, то следует запастись терпением и освободить побольше свободного времени.
В обязательном порядке следует потребовать с автосалона бесплатного проведения экспертизы. Если она показала, что продавец невиновен, то соглашаться ни в коем случае не следует. Автовладелец имеет право потребовать повторную экспертизу — теперь уже с участием независимых экспертов. Если автосалон по-прежнему отказывается принимать сломанную машину и возвращать деньги, необходимо обратиться в суд. В течение судебного процесса желательно пользоваться услугами профессиональных юристов. В иске стоит потребовать не только возмещения стоимости авто, но и компенсации ущерба, а также расходов.
Если автомобиль был приобретен в кредит, то при возврате нужно потребовать документ о расторжении договора купли-продажи. Долг при этом должен быть погашен салоном. Также нужно проследить, чтобы в упомянутом документе было прописано, что банк не имеет к покупателю никаких финансовых претензий. Если часть стоимости потребителем уже была уплачена, банк обязан вернуть деньги — разве что за вычетом процентов. Судебная практика знает множество случаев, когда люди требовали возмещения еще и процентов, в чем им было отказано. Кстати, ежемесячные платежи необходимо производить вплоть до расторжения договора, так как только этот факт даст человеку законное право прекратить выплаты.
Автор: Татьяна Гончаренко,
Дата публикации: 30.07.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.