Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ АВТОСТРАХОВЩИКОВ
ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ БДД МВД РОССИИ) |
УТВЕРЖДЕНО Президиумом Российского Союза Автостраховщиков от «19» февраля 2009г. Протокол № __ |
Правила применения Типовых схем
дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников
дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении
документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников
милиции
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие «Правила применения Типовых схем
дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников
дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении
документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников
милиции» в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. №40-ФЗ «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств» (далее – Закон об обязательном страховании) являются правилами
профессиональной деятельности, направленными на применение Типовых схем
дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников
дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении
документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников
милиции.
Настоящие Правила включают в себя типовые схемы
наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с
участием двух транспортных средств в процессе дорожного движения и комментарии
по оценки действий водителей в рамках
исполнения отдельных положений Правил дорожного движения Российской Федерации
(далее – ПДД) в целях распределения между ними ответственности за материальный
ущерб, причиненный в результате ДТП.
Типовые схемы и методы установления
ответственности основываются на нормах и принципах, содержащихся в Правилах
дорожного движения Российской Федерации[*],
анализе практики рассмотрения материалов по ДТП в строевых подразделениях
дорожно-патрульной Госавтоинспекции МВД России и с учетом опыта применения
подобных схем в европейских странах.
Настоящие
Правила вступают в силу с 1 марта 2009 года.
1.Термины и определения, применяемые в
настоящих Правилах
В настоящих Правилах наряду с понятиями и терминами, приведенными в Федеральном
законе № 196-ФЗ от 10 декабря 1995
г . «О безопасности дорожного движения», Федеральном
законе № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств», Правилах дорожного движения и
других нормативных правовых актах, действующих в сфере дорожного движения и в
области страхования, используются следующие термины и определения:
«Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП)» - событие, возникшее в процессе движения транспортного средства или с его
участием, при котором транспортным средствам причинен материальный ущерб, не
превышающий 25 000 рублей.
«Дорожная
разметка (горизонтальная)» - линии, стрелы, надписи и другие обозначения на
проезжей части, устанавливающие определенные режимы и порядок движения.
«Полоса
движения» – любая из продольных полос
проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину,
достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Регулируемый
перекресток» – перекресток, на
котором очередность движения определяется сигналами светофора или
регулировщика.
«Нерегулируемый
перекресток» – перекресток, на
котором очередность движения определяется специальными правилами и
установленными на перекрестке знаками приоритета или одновременно мигающими желтыми
сигналами всех установленных на перекрестке светофоров.
«Маневр
транспортного средства» - изменение
траектории движения транспортного средства, связанное с перестроением,
поворотом (разворотом), предстоящей остановкой (стоянкой), а так же движение
задним ходом.
«Парковка
(стоянка)» - место, специально
предназначенное для стоянки транспортных
средств, обозначенное с помощью табличек и разметки.
2. Общие
правила применения Типовых схем
2.1.Типовые схемы, приведенные в разделе 3
настоящего документа применяются в случае соблюдения следующих общих требований:
- ДТП произошло в пределах дороги или на прилегающих к
ней и предназначенных для движения транспортных средств территориях (дворы,
жилые массивы, стоянки транспортных средств, заправочные станции и др.);
- в ДТП нет пострадавших;
- в ДТП участвовало не более двух транспортных
средств;
- в результате ДТП транспортным средствам причинен материальный
ущерб;
- причинение материального ущерба явилось следствием
контакта двух транспортных средств;
- размер причиненного материального ущерба каждому из
участвовавших в ДТП транспортных средств ориентировочно не превышает 25 тысяч
рублей;
- оба водителя – участника ДТП являются владельцами
транспортных средств, причастных к ДТП, и внесены в действующие страховые полисы
ОСАГО (договоры страхования);
- оба водителя – участника ДТП выразили согласие
на оформление документов на ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников
милиции[†].
- обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением
имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень
видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников
дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о
дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями
причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в
соответствии с правилами обязательного страхования.
2.2.Типовые схемы, приведенные в разделе 3
настоящего документа не применяются в случае наличия хотя бы одного из
перечисленных ниже обстоятельств:
- ДТП произошло в месте, не подпадающем под
определение «дорога общего пользования», данное в ПДД (место ведения
сельскохозяйственных или иных работ; закрытая охраняемая территория, проведение
испытаний или соревнований и т.д.);
- в результате ДТП имеются погибшие или раненые;
- хотя бы одно из транспортных средств, причастных к
ДТП, относится к городскому наземному электрическому транспорту, или
транспортное средство принадлежит юридическому лицу и эксплуатируется водителем
на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с
собственником или иным владельцем транспортного средства.
- хотя бы у одного из водителей – участников ДТП
отсутствует водительское удостоверение на право управления транспортным
средством, или документы на транспортное средство;
- хотя бы у
одного из водителей – участников ДТП отсутствует действующий страховой полис
ОСАГО или он не внесен в него;
- хотя бы один из водителей – участников ДТП возражает
против оформления документов на ДТП без участия уполномоченных на то
сотрудников милиции;
- водители-участники ДТП не пришли к общему
согласованному мнению о виновной стороне в данном ДТП;
- схема ДТП, приведенная в Извещении о ДТП водителями,
не соответствует ни одной из приведенных типовых схем в настоящих Правилах;
- по факту или последствиям ДТП возбуждено уголовное
дело (вплоть до вынесения окончательного решения по делу).
2.3. Примерный порядок применения типовых схем
Процедуру
применения типовых схем следует начинать с ознакомления с поступившим заполненным бланком извещения о ДТП в целях
выяснения следующих обстоятельств и фактов:
2.3.1.Полнота и
качество заполнения всех реквизитов бланка извещения о ДТП, т.е.:
- все ли графы извещения о ДТП заполнены;
- насколько детально описаны внешние повреждения
транспортных средств и совпадают ли описанные повреждения с местом
первоначального удара, отмеченной на схеме ДТП;
- указано ли количество отмеченных ячеек п.16
извещения и заполнены ли последние ячейки п. 16 извещения о ДТП обоими
водителями;
- совпадает ли число, поставленное в последней ячейке
пункта 16 бланка извещения о ДТП обоими водителями, с числом зачеркнутых ячеек
в каждой колонке;
- содержит ли приведенная в п. 17 извещения схема ДТП
данные, необходимые для выяснения
механизма ДТП (расположение транспортных средств, направление их движения,
количество полос движения в обоих направлениях, наличие горизонтальной
разметки, дорожных знаков, светофоров и т.д.)
2.3.2.Подпадает
ли данное ДТП под понятие страховой случай, предусмотренный договором ОСАГО,
т.е.:
- относится ли место возникновения ДТП к понятию
«дорога общего пользования»;[‡]
- отсутствуют ли пострадавшие;
- отсутствует ли вред, причиненный третьим лицам;
- в ДТП участвовало не более двух транспортных
средств;
- материальный ущерб наступил в результате физического
контакта транспортных средств.
2.3.3. Являются
ли участники ДТП добросовестными страхователями, т.е.;
- не истек ли срок действия страхового договора;
- имеется ли в реестре договоров данный договор;
- внесены ли данные водители - участники ДТП в
действующие страховые полисы ОСАГО (договоры страхования).
2.3.4. Имеется
ли факт согласия обеих сторон с обстоятельствами данного ДТП, т.е.:
- присутствуют ли подписи участников ДТП в п. 18 бланка извещения о ДТП;
- отсутствуют дополнительные замечания в п. 14
извещения о ДТП, которые могут свидетельствовать о том, что хотя бы один из
участников ДТП возражает или не согласен с нарисованной схемой ДТП или его
обстоятельствами.
2.4. Методика использования типовых
сем.
После детального ознакомления с данными, содержащимися
в бланке извещения о ДТП, должностное лицо страховой компании, принимает мотивированное
решение о признании данного ДТП страховым случаем и приступает к установлению
лица (лиц), чьи действия причинение материального ущерба.
2.4.1.В этих целях должностное лицо страховой компании
устанавливает к какому из принятых типов относится данное ДТП:
- ДТП, происшедшие при движении транспортных средств в
одном направлении;
- ДТП, происшедшие при движении транспортных средств в
противоположных направлениях;
- ДТП, происшедшие
при движении транспортных средств под углом друг к другу;
- ДТП происшедшие при движении транспортных средств
задним ходом;
- ДТП происшедшие при наезде на стоящее транспортное
средство.
2.4.2. Установив тип ДТП, должностное лицо страховой
компании приступает к анализу точки столкновения транспортных средств и
локализации точек повреждений на транспортных средствах, участвовавших в данном
ДТП. В этих целях анализируется схема, приведенная в извещении о ДТП,
объяснения водителей (если они имеются), места концентрации внешних повреждений
транспортных средств (передняя или задняя часть транспортного средства), их
перечень и характер, указанные водителями.
2.4.3. После выяснения всех обстоятельств, указанных в
п.п. 2.4.1. и 2.4.2. Настоящего раздела, должностное лицо страховой компании,
уполномоченное рассматривать данный страховой случай, сравнивает полученные
данные с соответствующим разделом типовых схем.
2.4.4. В том случае, если в выбранном разделе Типовых
схем приведена ситуация в целом соответствующая обстоятельствам
рассматриваемого ДТП и схема, приведенная в извещении о ДТП, в принципе,
совпадает с типовой схемой[§],
уполномоченное должностное лицо страховой компании принимает решении о
возложении ответственности за причиненный ущерб на конкретного водителя −
участника ДТП или разделения данной ответственности между участниками ДТП в
равных долях.
2.4.5. Принятое решение отражается в акте о страховом случае.
2.4.6. При
принятии решения следует учитывать, что приведенные в разделе 3 схемы являются
типовыми и используются только как справочно- методический материал.
2.4.7. Установление (распределение)
гражданско-правовой ответственности участников ДТП, проводится на основе
комплексного анализа всех обстоятельств конкретного ДТП, имеющихся в материалах
по данному страховому случаю.
3. Типовые
схемы дорожно-транспортных происшествий и степень ответственности участников
дорожно-транспортного происшествия в соответствующей ситуации
Условные обозначения:
«А»,
«В» - транспортные средства участников
ДТП;
«0» - данный участник ДТП не несет
ответственности за ущерб, причиненный в результате ДТП;
«1» - данный участник ДТП нарушил
соответствующие нормы Правил дорожного движения, что послужило основной
причиной возникновения ДТП, и несет полную ответственность за ущерб,
причиненный в результате ДТП;
«1/2» - оба участника ДТП нарушили соответствующие
нормы Правил дорожного движения, что послужило основной причиной возникновения
ДТП, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП в равных
долях.
или транспортные
средства, участвующие в ДТП;
транспортное средство, не
участвующее в ДТП.
направление
движения транспортного средства (показано на некоторых схема для наглядности);
светофор (горящий сигнал отмечен
крестом);
препятствие на проезжей
части.
Схема № 1.1.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
При перестроении В не уступил дорогу А, двигавшемуся попутно справа от него. Таким образом, В нарушил п. 8.4 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
17 |
9 10 |
Схема № 1.2.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
При перестроении В не уступил дорогу А, двигавшемуся попутно слева от него. Таким образом, В нарушил п. 8.4 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
9 10 17 |
Схема № 1.3.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
При одновременном перестроении А и В, А, не уступил дорогу В. Таким образом, А нарушил п. 8.4 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 10 |
9 10 17 |
Схема № 1.4.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
Перед поворотом налево В не занял соответствующего положения и совершил столкновение с А. Таким образом В нарушил п. 8.5 ПДД*. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
10 13 17 |
Схема № 1.5.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
Перед поворотом налево В не занял крайнее левое положение и совершил столкновение с А, также поворачивающим налево из крайнего левого положения, либо с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне в проезжей частью. Таким образом, В нарушил п. 8.5 ПДД*. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
13 |
13 17 |
Схема № 1.6.8 |
Комментарий |
А |
В |
|||
В совершал поворот налево с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, при наличии знака 5.15.1 (5.15.2). А перед поворотом налево не занял крайнюю левую полосу. Таким образом, А и В нарушили п. 8.5 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||||
А |
В |
|||||
13 17 |
13 |
|||||
|
|
|
|
|||
Схема № 1.7.8 |
Комментарий |
А |
В |
|||
А совершал поворот налево с крайней левой полосы. В совершал поворот налево с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, при наличии знака 5.15.1 (5.15.2). Таким образом В нарушил п. 8.5 ПДД. |
0 |
1 |
||||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||||
А |
В |
|||||
13 17 |
13 |
|||||
Схема № 1.8.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В при повороте направо выехал на крайнюю левую полосу, несмотря на то, что имел возможность двигаться ближе к правому краю проезжей части. А двигался по крайней левой полосе с большей скоростью, соблюдая требования ПДД. Таким образом В нарушил п. 8.6 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
12 |
Схема № 1.9.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
А и В совершали поворот направо. Причем А – с полосы торможения, В с крайней правой полосы. Таким образом В нарушил п. 8.10 ПДД |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
12 |
9 12 |
Схема № 1.10.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
А объезжал препятствие на проезжей части с левой стороны. В двигался по левой полосе прямо. Таким образом А нарушил п. 8.4 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
10 |
|
Схема № 1.11.9[**] |
Комментарий |
А |
В |
|
|
А и В двигались в одном направлении в одном ряду. Таким образом, В нарушил п. 9.10 ПДД. |
0 |
1 |
|
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
8 |
8 |
Схема № 1.12.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А и В двигались в одном направлении в одном ряду. А приступил к повороту налево. Таким образом, В нарушил п. 9.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
13 |
8 |
Схема № 1.13.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А и В двигались в одном направлении в одном ряду. А приступил к повороту направо. Таким образом, В нарушил п. 9.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
12 |
8 |
Схема № 1.14.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигаясь по крайней левой полосе своей стороны проезжей части, имеющей более 2-х полос для движения в одну сторону, произвел столкновение с транспортным средством В (грузовой автомобиль, с разрешенной массой более 2,5 тонн) которое двигалось спереди. Таким образом А нарушил п. 9.10 ПДД, В нарушил п. 9.4 ПДД. |
1/2 |
½ |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
8 |
8 |
Схема № 1.15.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигаясь по крайней левой полосе своей стороны проезжей части,
имеющей не менее 2-х полос для движения в одну сторону, произвел столкновение
с транспортным средством В
(транспортное средство, скорость которого не может быть более |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
8 |
8 |
Схема № 1.16.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по дороге, наехав на линию разметки, обозначающую границу полосы движения. В двигался сзади А. Таким образом, А нарушил п. 9.7. ПДД, В нарушил п. 9.10 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
8 (или 9) |
8 (или 9) |
Схема № 1.17.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А и В двигались по обочине, или перестраивались, чтобы двигаться по ней. Таким образом, А и В нарушили п. 9.9. ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 1.18.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался по разделительной полосе. А по крайней левой полосе сзади В. Таким образом, А нарушил п. 9.10 ПДД, В нарушил п. 9.9 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 |
9 |
Схема № 1.19.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался по разделительной полосе. А по крайней левой по крайней левой полосе впереди В. Таким образом, В нарушил п. 9.9 и п. 9.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 |
9 |
Схема № 1.20.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался по обочине. А двигался по крайней правой полосе сзади В. Таким образом, А нарушил п. 9.10 ПДД, В нарушил п. 9.9 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 |
9 |
Схема № 1.21.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигались по обочине. А двигался по крайней правой полосе впереди В. Таким образом, В нарушил п. 9.9 и п. 9.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 |
9 |
Схема № 1.22.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А не обеспечил безопасных условий обгона и совершил касательное столкновение с В. Таким образом, А нарушил п. 11.1 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 11 |
9 17 |
Схема № 1.23.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
В приступил к обгону не убедившись, что следующее сзади А начало обгон В. Таким образом В нарушил п. 11.1 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 |
9 10 11 17 |
Схема № 1.24.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
В приступая к обгону не убедился, что А, движущееся спереди, подало сигнал об обгоне (перестроении). Таким образом В нарушил п. 11.1 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
10 11 |
8 11 |
Схема № 1.25.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А при завершении обгона совершил касательное столкновение с В. Таким образом, А нарушил п. 11.1 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 11 |
9 17 |
Схема № 1.26.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
В увеличил скорость не пропуская вперед обгоняющий его А, либо стал уменьшать боковой интервал, в результате чего произошло столкновение транспортных средств. Таким образом, В нарушил п. 11.3 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 11 |
9 17 |
Схема № 1.27.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
В начал обгон А, которое находилось в процессе обгона или объезда. Таким образом В нарушил п. 11.5 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 |
9 11 |
Схема № 1.28.16 |
Комментарий |
А |
В |
|
А (грузовой автомобиль с разрешенной максимальной
массой более 3,5 т.) и В двигаясь в одном направлении на автомагистрали или
дороге, обозначенной знаком 5.3, совершали одновременное перестроение: В на правую полосу, А на третью или далее полосу. Таким
образом А нарушил п. 16.1 ПДД, В нарушил п. 8.4 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
9 10 17 |
9 10 |
II.
Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных
средств в противоположных направлениях
Схема № 2.1.6 |
Комментарий |
А |
В |
|
При совершении обгона попутного транспортного средства В выехал на полосу проезжей части, направление движения по которой может изменяться. А двигался по той же полосе на разрешающий сигнал реверсивного светофора. Таким образом В нарушил п. 6.7 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
11 |
Схема № 2.2.6 |
Комментарий |
А |
В |
|
А и В двигались по полосе проезжей части, направление движения по которой может изменяться, при выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной разметкой 1.9., Таким образом, А и В нарушили п. 6.7 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 2.3.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В при выезде с пересечения проезжих частей оказался на стороне встречного движения, где совершил столкновение с А. Таким образом, В нарушил п. 8.6 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
13 16 |
Схема № 2.4.8-13 |
Комментарий |
А |
В |
|
А совершал поворот налево, В совершал поворот направо с крайней правой полосы при наличии полосы торможения. Таким образом В нарушил п. 8.10 ПДД, А нарушил п. 13.12 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
13 |
12 |
Схема № 2.5.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался прямо по своей полосе движения. В двигался навстречу, выехав на сторону дороги предназначенную для встречного движения. Таким образом, В нарушил п. 9.2 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
16 |
Схема № 2.6.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по крайней правой полосе дороги, имеющей три полосы. В выехал на эту полосу. Таким образом, В нарушив п.9.3 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
16 |
Схема № 2.7.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по трамвайным путям попутного направления, когда все полосы для движения были заняты. В выехал на трамвайные пути встречного направления, когда все полосы для движения были заняты. Таким образом В нарушил п. 9.6 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
16 |
Схема № 2.8.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А и В двигались по разделительной полосе, либо по полосе для маршрутных транспортных средств. Таким образом, А и В нарушили п. 9.9 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 2.9.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А не убедился в безопасности обгона при встречном разъезде, что привело к его столкновению с В. Таким образом, А нарушил п. 11.1 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 16 |
|
Схема № 2.10.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А выехал на полосу встречного движения при обгоне транспортного средства на регулируемом перекрестке, где совершил столкновение с В, Таким образом, А нарушил п. 11.5 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 16 |
|
Схема № 2.11.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А выехал на полосу встречного движения при обгоне транспортного средства на нерегулируемом перекрестке, при движении по дороге не являющейся главной, где совершил столкновение с В, Таким образом А п. 11.5 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 16 |
|
Схема № 2.12.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А совершал обгон транспортного средства, которое в свою очередь совершало обгон или объезд препятствия. В процессе маневра А совершил столкновение с В, следовавшим во встречном направлении. Таким образом, А нарушил п. 11.5 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 16 |
|
Схема № 2.13.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
А совершал обгон транспортного средства, в конце подъема, либо на других участках дороги с ограниченной видимостью и совершил столкновение с В, следовавшим во встречном направлении. Таким образом, А нарушил п. 11.5 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
11 16 |
|
Схема № 2.14.11 |
Комментарий |
А |
В |
|
В, двигался на спуск и не уступил дорогу А, объезжающему препятствие и следующему на подъем. Таким образом В нарушил п. 11.7 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
10 16 |
|
III.
Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных
средств под углом друг к другу
Схема № 3.1.6 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался на разрешающий сигнал регулировщика. В двигался на запрещающий сигнал регулировщика. Таким образом В нарушил п. 6.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 3.2.6 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался на разрешающий сигнал регулировщика, В совершал поворот налево на запрещающий сигнал регулировщика. Таким образом В нарушил п. 6.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
12 |
Схема № 3.3.6 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался на запрещающий сигнал регулировщика, В совершал поворот налево на разрешающий сигнал регулировщика. Таким образом А нарушил п. 6.10 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
13 |
Схема № 3.4.6 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался на разрешающий сигнал светофора, В двигался на запрещающий сигнал светофора. Таким образом В нарушил п. 6.13 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 3.5.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В выезжал с места стоянки (остановки) или прилегающей территории и не пропустил А, который двигался по своей полосе. Таким образом, В нарушил п. 8.1 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
2 (или 4) 13 |
Схема № 3.6.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В выезжал на дорогу не используя полосу разгона. А двигался по этой дороге прямо. Таким образом В нарушил п. 8.10 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
12 |
Схема № 3.7.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
А поворачивал направо, находясь слева от В. При этом В поворачивал налево. Таким образом А и В нарушили п. 8.5. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
12 |
13 17 |
Схема № 3.8.8-9 |
Комментарий |
А |
В |
|
А совершал поворот налево из крайней левой полосы проезжей части. В двигался по трамвайным путям попутного направления, Таким образом В нарушил п. 9.6 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
13 |
|
Схема № 3.9.8-9 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался прямо по полосе встречного движения и совершил столкновение с А, поворачивающим налево. Таким образом, В нарушил п. 9.2 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
13 |
16 |
Схема № 3.10.9 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался по средней полосе проезжей части, выделенной разметкой 1.9 (реверсивное движение) А поворачивал на эту полосу направо с примыкающей дороги, Таким образом А нарушил п. 9.8 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
12 |
|
Схема № 3.11.13-18 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств и обозначенной знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14. В совершал поворот налево. Таким образом А нарушил п. 18.2 ПДД, В нарушил п. 13.12 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
13 |
Схема № 3.12.13-18 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств и обозначенной знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14. В при въезде на дорогу совершал поворот налево. Таким образом А нарушил п. 18.2 ПДД, В нарушил п. 13.9 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
13 17 18 |
Схема № 3.13.13 |
Комментарий |
А |
В |
|
|
А при повороте налево или развороте на разрешающий сигнал светофора не пропустил В, движущемся во встречном направлении прямо. Таким образом А нарушил п. 13.4 ПДД. |
1 |
0 |
|
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
13 (или 14) |
|
Схема № 3.14.13 |
Комментарий |
А |
В |
|
|
А двигался в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, не уступив дорогу В. Таким образом А нарушил п. 13.5 ПДД. |
1 |
0 |
|
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
12 17 |
|
Схема № 3.15.13 |
Комментарий |
А |
В |
|
|
А двигался на разрешающий сигнал светофора и не уступил дорогу В, завершающему движение через перекресток. Таким образом А нарушил п. 13.8 ПДД. |
1 |
0 |
|
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 3.16.13 |
Комментарий |
А |
В |
|
|
На перекрестке неравнозначных дорог А не уступил дорогу В, двигавшемуся по главной дороге. Таким образом, А нарушил п. 13.9 ПДД. |
1 |
0 |
|
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
18 |
17 |
Схема № 3.17.13 |
Комментарий |
А |
В |
|
|
На перекрестке равнозначных дорог В не уступил дорогу А, приближающемуся справа. Таким образом, В нарушил п. 13.11 ПДД. |
0 |
1 |
|
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
17 |
|
Схема № 3.18.13 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по главной дороге на желтый мигающий сигнал светофора. В двигался по второстепенной дороге на желтый мигающий сигнал светофора. Таким образом В нарушил п. 13.3 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
|
Схема № 3.19.17 |
Комментарий |
А |
В |
|
А двигался по дороге прилегающей к жилой зоне (дворовой территории). В выезжал на эту дорогу из жилой зоны. Таким образом В нарушил п. 17.3 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
4 17 |
IV.
Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при движении транспортных
средств задним ходом
Схема № 4.1.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался задним ходом. А двигался навстречу В. Таким образом, В нарушил п. 8.12 , А нарушил п. 10.1 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
15 |
Схема № 4.2.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В выезжал с околотротуарной стоянки задним ходом. А двигался по дороге. Таким образом, В нарушил п. 8.12 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
2 (или 4) 15 |
Схема № 4.3.8 |
Комментарий |
А |
В |
|
В выезжал с околотротуарной стоянки задним ходом. А в это время двигался по дороге задним ходом. Таким образом А и В нарушили п. 8.12 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
15 |
2 (или 4) 15 |
Схема № 4.4.16 |
Комментарий |
А |
В |
|
В двигался задним ходом на автомагистрали или дороге, обозначенной знаком 5.3. А двигался по своей полосе. Таким образом, В нарушил п.16.1 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
15 |
V.
Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие при наезде на стоящее
транспортное средство
Схема № 5.1.8 а) |
Комментарий |
А |
В |
|
А припарковано в соответствии с требованиями ПДД. Водитель В выезжая с места стоянки (остановки) произвел столкновение с А. Таким образом, В нарушил п. 8.1 ПДД. |
0 |
1 |
||
б) |
п. 16 Извещения о ДТП |
|||
А |
В |
|||
1 |
2 (или 4) 19 |
Схема № 5.2.8 а) |
Комментарий |
А |
В |
|
В совершал маневрирование для остановки (стоянки), допустил столкновение с А, припаркованным в соответствии с требованиями ПДД. Таким образом В нарушил п. 8.1 ПДД. |
0 |
1 |
||
б) |
п. 16 Извещения о ДТП |
|||
А |
В |
|||
1 |
3 (или 5) 19 |
Схема № 5.3.8 а) |
Комментарий |
А |
В |
|
В совершал маневрирование для остановки (стоянки), допустил столкновение с А, припаркованным с нарушением требований ПДД. Таким образом А нарушил 12.2, В нарушил п. 8.1 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
б) |
п. 16 Извещения о ДТП |
|||
А |
В |
|||
1 |
3 (или 5) 19 |
|||
в) |
||||
Схема № 5.4.10-12 |
Комментарий |
А |
В |
|
А остановился на проезжей части при наличии обочины. В не обеспечив безопасность движения, произвел столкновение. Таким образом А нарушил п. 12.1 ПДД, В нарушил 10.1 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
19 |
Схема № 5.5.10-12 |
Комментарий |
А |
В |
|
А стоял во втором ряду, В не обеспечив безопасность движения, произвел столкновение. Таким образом А нарушил п. 12.2 ПДД, В нарушил п. 10.1 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
|
19 |
Схема № 5.6.10-12 |
Комментарий |
А |
В |
|
В остановился в месте, где расстояние между транспортным
средством и сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей
части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части менее
|
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
19 |
|
Схема № 5.7.10-16 |
Комментарий |
А |
В |
|
В остановился (стоял) на автомагистрали или дороге, обозначенной знаком 5.3 вне специальной площадки для стоянки, не обозначив транспортное средство в соответствии с требованиями пунктов 7.1 и 7.2 ПДД. А двигался по своей полосе. Таким образом В нарушил п. 16.1 и 16.2. ПДД, А нарушил 10.1 ПДД. |
1/2 |
1/2 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
19 |
1 |
Схема № 5.8.12 |
Комментарий |
А |
В |
|
В, не принял необходимых мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства, в результате чего указанное транспортное средство столкнулось с транспортным средством А. Таким образом В нарушил п. 12.8 ПДД. |
0 |
1 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
1 8 20 |
1 19 |
Схема № 5.9.12 |
Комментарий |
А |
В |
|
А, остановился и открыл дверь, не обеспечив безопасность движения, в результате чего В произвел столкновение. Таким образом, А нарушил п. 12.7 ПДД. |
1 |
0 |
||
п. 16 Извещения о ДТП |
||||
А |
В |
|||
1 17 |
|
4. Действия страховщика в случае, если
ни одна из приведенных типовых схем не соответствует схеме и обстоятельствам
ДТП, указанным водителями в извещении о ДТП.
В том случае, если обстоятельства причинения вреда в
связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия,
характер и перечень видимых повреждений транспортных средств, зафиксированные в
поступившем в страховую компанию извещении о ДТП, не совпадают ни с одной из
типовых схем, приведенных в разделе 3 настоящих Правил, должностное лицо
страховщика, уполномоченное рассматривать данный страховой осуществляет
следующие действия:
- связывается с представителями страховой компании
второго участника ДТП с целью подтверждения идентичности извещений о ДТП,
заполненных обоими участниками ДТП;
- назначает проведение независимой автотехнической экспертизы
причастных к данному ДТП транспортных средств в целях установления механизма
возникновения видимых повреждений транспортных средств и выявления с
технической точки зрения обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением
имущества в результате ДТП;
- вызывать водителей – участников ДТП, свидетелей
(если таковые имеются) для уточнения механизма ДТП и приведенной в извещении о
ДТП схеме;
- по согласованию с руководством подразделения ГИБДД,
на территории обслуживания которого произошло данное ДТП, привлекает в качестве
специалистов сотрудников ГИБДД, в должностные обязанности которых входит
оформление ДТП или рассмотрение материалов об административных нарушениях
правил дорожного движения, повлекших ДТП;
- на основании полученной информации принимает решение
о виновности одного из участников ДТП или обоюдной виновности обоих участников
в причинении вреда в связи с повреждением имущества в результате данного ДТП, о
чем делает запись в акте о страховом случае.
[*] Утверждены Постановлением
Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября
[†] Фактом обоюдного согласия на выполнение указанных действий без участия уполномоченного сотрудника милиции является совместное заполнение бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (Приложение к Приказу МВД РФ от 23 мая 2008г. № 449); отсутствие смысловых противоречий в заполненных документах..
[‡] В случае возникновения сомнений по данному вопросу, следует официально обраться в территориальный орган Госавтоинспекции за разъяснением.
[§] Следует учитывать то
обстоятельство, что место первоначального удара, отмеченного водителями на
схеме в извещении о ДТП, может несколько отличаться от места первоначального
удара указанного в типовой схеме. В этой ситуации важно выявить принципиальную
схожесть развития механизма ДТП в том и другом случае.
* Аналогичная оценка действий А и В возможна при совершении маневра направо.
[**] Порядковый номер Типовой схемы состоит из трех цифр, определяющих номер раздела, номер типовой схемы в разделе, раздел ПДД пункт которого нарушен.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.